Дело в том, что интерес к производству асфальтобетонной смеси проявляют не только инженеры-строители автомобильных дорог, но и другие люди. Большинство из них рассматривают завод, как инструмент инвестирования. Посчитав рентабельность и срок окупаемости, они начинают спрашивать о технических характеристиках оборудования и сопутствующих нюансах, например, об ограничениях со стороны экологов и о видах выпускаемого асфальтобетона. В этой статье собраны ответы на 10 часто задаваемых вопросов от покупателей АБЗ.
- Кто покупает асфальтобетонный завод?
Выпуск асфальтобетонных смесей (АБС), как производственная необходимость, а также способ диверсифицировать или расширить действующий бизнес, – интересует следующие категории людей и ведомств:
- Дорожники.
- Главы администраций.
- Министерства и государственные компании.
- Руководители строительных подрядных предприятий.
- Производители и поставщики битума или щебня.
- Начинающие и действующие предприниматели.
- Владельцы компаний по аренде спецтехники.
- Инвесторы, акционеры, соучредители.
Как видно список длинный и не ограничивается инженерами. Востребованность в асфальтобетонных заводах (АБЗ) не случайна, поскольку отрасль строительства дорожной инфраструктуры стабильно развивается. Причём в кризисные времена тенденция роста усиливается, о чём отметили эксперты Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) и Высшей школы экономики (ВШЭ).
- Что такое асфальтобетонный завод и какие у него функции?
Асфальтобетонный завод – это комплекс оборудования для термической обработки сыпучих инертных материалов, их взвешивания, для порционного добавления, и дальнейшего смешивания с вяжущим битумным составом. В качестве основных заполнителей выступают: щебень, гравий, песок, минеральный порошок. Первые три хранятся в разных бункерах, куда загружаются фронтальным погрузчиком. Мин. порошок разгружается цементовозом в специальный резервуар. Также в асфальтобетонные смеси (АБС) добавляют резиновые, полимерные и химические присадки, которые оказывают определённое влияние на покрытие в разное время года. Функция завода – обеспечить бесперебойный выпуск АБС в объёмах от 2 до 400 тонн/час. Производительность зависит от вида и типа АБЗ.
- Как взвешиваются заполнители для асфальтобетонной смеси?
Щебень, гравий и песок хранятся каждый в своём холодном бункере, с конусным выходом. Снизу бункеров проходит ленточный конвейер (питатель), которые забирает заполнители для сушки по очерёдности. Чтобы заполнители не застревали по причине слёживания, бункеры оснащены выброситами. Под бункерами распложены тензодатчики системы весового контроля. Они обеспечивают точную дозировку заполнителей для той или иной марки выпускаемого асфальтобетона.
Рецептуру АБС задаёт оператор с поста автоматического управления заводом. По ленте заполнители перемещаются в сушильный наклонный барабан. Здесь они нагреваются до t200°C и просушиваются. Для контроля установлен датчик, который считывает влажность и температуру просушиваемых материалов, а также состояние инертности, после чего задаёт скорость вращения сушильного барабана. Затем высушенные заполнители перемещаются в горячие бункеры, которые находятся в верхней части завода как правило.
Есть заводы только с элеваторными подъёмниками – скип (ковшовый тип), т.е., без ленточных питателей. При такой технологии все заполнители сушатся в камере вместе, затем фильтруются через вибросито и взвешиваются, после чего поступают в горячие бункеры по фракциям. Отсюда взвешенные компоненты направятся в смесительный барабан.
- Как добавляется битум?
Битум — органическое вяжущее вещество чёрного цвета, состоящее из высокомолекулярных углеводородов. Доставляется на асфальтобетонный завод в горячем состоянии автомобильным битумовозом. Марка БНД 90/130 (реже БНД 60/90). Содержимое раскачивается в ёмкость для хранения. Она оборудована нагревателями и дозатором (насосом шестерёнчатого или винтового типа). Поддерживаемая температура вяжущего 80-160°C. Из хранилища битум поступает в определённом количестве в смеситель, вместе с заполнителями и минеральным порошком. На долю БНД в асфальтобетонной смеси приходится 6%.
- Что такое минеральный порошок?
Минеральный порошок – мука, мелкодисперсное сырье, полученное из известняка и доломитов путём дробления и последующего тонкого измельчения. Является важнейшим структурообразующим компонентом асфальтобетона – стабилизатором, задача которого переводить объёмный битум в плёночное состояние. Доставляется на АБЗ в цементовозах. Хранится в специальных ёмкостях. Подаётся в смеситель смешивания асфальтобетона при помощи винтового конвейера.
- Что влияет на качество асфальтобетона?
Качество асфальтобетона отслеживает дорожная лаборатория. Производитель АБС несёт прямую ответственность за свойства покрытия. Чтобы обеспечить надлежащие характеристики смеси необходимо:
- Соблюдать точную дозировку компонентов. Отклонение от требуемого состава выпускаемой марки влечёт выпуск низкокачественной АБС.
- Следить за температурными показателями, не допускать их снижения (влечёт плохое соединение компонентов) или повышения (происходит окисление битума).
- Исключить длительное хранение готовой смеси в бункерах для накопления, не более 4-х суток. Даже при поддерживаемой t 100-180°С – избыточное по времени хранение АБС вызывает деградацию битума (снижение пенетрации; повышение температуры размягчения; повышение температуры хрупкости; постепенное затвердевание).
На помощь технологам и операторам приходит автоматика. Промышленный компьютер самостоятельно управляет дозировкой заполнителей, смешиванием и хранением. В случае ошибок операций или аварийных ситуаций, PC/PG информирует оператора и прекращает процессы.
- Какая производительность может быть у АБЗ?
Диапазон производительности асфальтобетонной смеси может быть от 2 до 600 тонн в час. В России наибольшей популярностью пользуются заводы 160 – 400 т/ч. Такие мобильные или стационарные комплексы рассчитаны на строительство средних и крупных объектов. Есть интерес к небольшим гипермобильным АБЗ, где всё оборудование сгруппировано на грузовом трейлере: бункеры для заполнителей; сушильный газовый барабан с параллельным потоком; смесительный барабан; конвейерные весы; пылесборник; транспортерный конвейер: разгрузочный конвейер; диспетчерский пост. Производительность до 25-80 т/ч. Предназначены для краткосрочных проектов или в работах на удалённых друг от друга дорожных участках.
- Что такое партерный или башенный тип завода?
Размещение агрегатов на асфальтных заводах может быть вертикальным или горизонтальным. Вертикальный – башенный тип, с агрегатами, вытянутыми вверх. Горизонтальный – партерный тип, с агрегатами, вытянутыми по горизонтали.
- Чем отличаются заводы периодического действия от непрерывного?
Периодический вид АБЗ, также известный как цикличный, представляет собой комплекс оборудования с точной рецептурной технологией, с раздельными сушильными и смесительными барабанами. Выпускает асфальт более высокого качество с различной фракцией заполнителей, до 40 мм.
Непрерывный вид АБЗ представляет собой менее металлоёмкий и энергоёмкий комплекс оборудования, где сушка и смешивание АБС происходят в одном сушильно-смесительном барабане. Выпускает асфальтобетон среднего и низкого качества потоком. Есть ограничения по фракции заполнителей, как правило, не больше 20 мм.
- Что такое асфальтобетонный завод из Китая?
Устоявшиеся стереотипы о низком качестве товаров «Made in China» пока остаются твёрдыми. Однако они превалируют среди людей, которые поверхностно знакомы с изделиями из Поднебесной. Таких в нашей стране большинство. На самом деле в КНР производят, как плохие, так и хорошие товары. Последние под контролем европейских, американских и южнокорейских технологов. Поэтому здесь достаточно качественного промышленного оборудования.
Более того, некоторые выпускаемые в КНР асфальтобетонные заводы, находящиеся ранее под контролем иностранцев, сегодня производятся под собственной торговой маркой и по значительно низкой цене. Причём качество осталось прежним, с сертификацией CE (Conformite Europeenne). Комплектуются они немецкими, французскими, южнокорейскими и американскими узлами и деталями, такими как: Siemens, Du Pont, Baltur, Mitsubishi, Schneider, Philips, NSK и другими. Многие из перечисленных брендов локализованы в КНР, поэтому с поставкой запасных частей и деталей в РФ сейчас нет никаких проблем.
Какие дорожно-строительные компании работают на китайском оборудовании?
Устоявшиеся стереотипы о плохом качестве китайского оборудования принимают во внимание не все. Особенно бизнесмены. Ведь подобное радикальное отношение способно нанести вред бизнесу. Некоторые из них ещё 20 лет назад познакомились с заводами из КНР и приняли решение обновить свои технологические парки китайскими АБЗ. Среди таких компаний наиболее известными являются:
- АО «Труд».
- АО «ВАД».
В активах этих организаций по несколько десятков асфальтобетонных заводов из Поднебесной. Опыт крупных владельцев, безусловно, полезен при выборе китайского АБЗ. Менеджер Eurasia Group подскажет вам, какие марки и модели предпочитают главные игроки дорожно-строительного рынка.
Резюме
Конечно же ответы на 10 вопросов в этой статье не покрывают полностью тот объём информации, с которым придётся знакомиться новому заводовладельцу. Но здесь собраны самые популярные факты для краткого просвещения.